info@tscom-project.ru
+7 (861) 202 51 45
Оповещение

В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют региональные, местные и локальные (объектовые) системы оповещения населения.

При этом в зависимости от характера и масштаба угрозы населению, применяются различные формы и способы оповещения населения, от самых простых, таких как «подворовый обход», до более современных с использованием системы автодозвона по проводным линиям связи, сети теле - радиовещания, ресурсов операторов сотовой связи, интернет-технологий и так далее.

Кроме того, информирование и оповещение населения осуществляется и на федеральном уровне с привлечением федеральных средств массовой информации, специализированных технических средств информирования и оповещения населения, таких как общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей и система защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.

В целях обеспечения своевременного и гарантированного доведения до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации Президентом Российской Федерации издан Указ от 13 ноября 2012 г. № 1522, в соответствии с которым при общей координации МЧС России развернуты работы по созданию до 1 января 2014 г. на территориях, подверженных воздействию опасных быстроразвивающихся природных явлений и техногенных процессов, комплексных систем экстренного оповещения населения.

В соответствии с утвержденным планом по реализации Указа проводится комплекс мероприятий:

  • актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации определены территории, на которых требуется создать комплексные системы экстренного оповещения населения, исходя из возможных и существующих на этих территориях угроз природного и техногенного характера;
  • локальные системы оповещения приводятся в соответствие с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих вопросы их создания;
  • на территориях, определенных нормативными актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проведено проектирование систем экстренного оповещения населения, сопряженных с системами мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений и техногенных процессов, а также начаты работы по их созданию;
  • спланировано проведение обучения, занятий и тренировок по организации эксплуатации комплексных систем экстренного оповещения в составе территориальных подсистем РСЧС с соответствующими должностными лицами, а также обучение населения порядку действий при получении сигналов оповещения и экстренной информации.

Также в рамках реализации Указа и в целях совершенствования РСЧС в целом на заседании правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности принята Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, которая представляет собой систему взглядов, принципиальных положений и направлений по развитию системы информирования и оповещения населения в рамках РСЧС.

В результате реализации Концепции в составе РСЧС предполагается создать взаимоувязанную комплексную систему информирования и оповещения населения, которая объединит в своем составе систему оповещения населения и систему информирования населения.

Предполагается, что все элементы системы будут сопряжены на базе единого технического решения, основой которой являются региональные автоматизированные системы централизованного оповещения. Реализовать Концепцию планируется в 3 этапа:

На первом этапе в текущем году выполняются задачи по совершенствованию нормативной правовой базы с целью обеспечения единого подхода к нормативному регулированию на территории Российской Федерации по вопросам оповещения и информирования населения, создания комплексной системы экстренного оповещения населения. 2 июля 2013 г. принят Федеральный закон № 158-ФЗ которым внесены изменения в четыре федеральных закона Российской Федерации: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О средствах массовой информации», «О гражданской обороне», «О связи».

На втором этапе в 2014-2015 годах будет продолжена работа по совершенствованию нормативной правовой базы, а также реализован ряд практических мероприятий, представленных на слайде.

На третьем этапе в 2016-2017 годах планируется завершить создание взаимоувязанной комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации.

Осуществление функций по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по контролю и надзору в области создания комплексной системы информирования и оповещения населения, включающей в себя взаимоувязанные системы информирования, а также оповещения населения, возлагается на МЧС России и его территориальные органы, которые осуществляют свои функции во взаимодействии с органами государственной власти.

Непосредственная организация выполнения практических работ по созданию, поддержанию в готовности к применению систем оповещения населения, в том числе экстренного оповещения населения, возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, вне зависимости от формы их собственности.

Выполнение работ по созданию, поддержанию в готовности к применению систем информирования населения возлагается на органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления и организации (объекты).

Реализация данных мероприятий позволит четко разделить задачи по оповещению и информированию населения, обеспечить устойчивое функционирование систем оповещения населения, как в мирное, так и в военное время, повысить качество информационного обеспечения населения о правилах поведения и способах защиты в условиях возможных чрезвычайных ситуаций.

 

Оповещение

Оповещение населения осуществляется силами органов повседневного управления РСЧС с использованием различных систем и технических средств, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. К таким органам повседневного управления относятся: Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы (ДДС) федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС, центры управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, ДДС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, ДДС организаций (объектов).

Федеральная система оповещения

Система введена в эксплуатацию в 2007 году приказом МЧС России от 24 ноября 2006 г. № 686 «О вводе в эксплуатацию федеральной и межрегиональных автоматизированных систем централизованного оповещения на базе комплекса технических средств оповещения П-166» и обеспечивает доведение информации и сигналов оповещения до федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций, должностных лиц МЧС России, территориальных органов, организаций и учреждений МЧС России.

Межрегиональные системы оповещения

Межрегиональные автоматизированные системы централизованного оповещения обеспечивают доведение информации и сигналов оповещения до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, пунктов управления спасательных воинских, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований МЧС России регионального подчинения, ФПС, ГИМС, ВГСЧ, авиационных спасательных центров.

Региональные системы оповещения

Основной задачей региональной системы оповещения, является доведение с повседневных и запасных пунктов управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации информации и сигналов оповещения до:

  • руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;
  • органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
  • единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
  • специально подготовленных сил РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и сил гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации;
  • дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
  • населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Основу региональных систем оповещения составляют комплексы технических средств оповещения (П-160, П-164, П-166, КТСО-Р, КПТС АСО, АСО-8, и т.д.), каналы сети связи общего пользования, сети теле- и радиовещания.

Муниципальные (местные) системы оповещения

Основной задачей муниципальной (местной) системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

  • руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;
  • специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от
    30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
  • дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;
  • населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

Локальные системы оповещения

Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

  • руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;
  • объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
  • персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
  • руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
  • населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.